
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие
Автор:
Московкина А. Г.
Год издания: 2014
Издательство: Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Под редакцией:
Селиверстова В.И.
Возрастное ограничение:
0+
Объем (стр.):
252
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В учебном пособии содержатся сведения о семьях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), принципах и современных технологиях семейного и общественного воспитания детей данной категории: с интеллектуальной недостаточностью, сенсорными нарушениями, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется абилитации и реабилитации детей и их семей, взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.
Наряду с практическими вопросами рассматриваются теоретические аспекты: модели семейных систем, проблема гуманизации процессов семейного и общественного образования детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями (ООП).
Учебное пособие адресовано студентам – бакалаврам высших учебных заведений, обучающихся на дефектологических факультетах, факультетах специальной психологии и коррекционной педагогики, а также широкому кругу специалистов: педагогам, психологам, социальным педагогам, работникам детских образовательных учреждений, абилитационных и реабилитационных центров, структурных подразделений «Ранняя помощь» и «Лекотека» и всем интересующимся данной проблемой.
Наряду с практическими вопросами рассматриваются теоретические аспекты: модели семейных систем, проблема гуманизации процессов семейного и общественного образования детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями (ООП).
Учебное пособие адресовано студентам – бакалаврам высших учебных заведений, обучающихся на дефектологических факультетах, факультетах специальной психологии и коррекционной педагогики, а также широкому кругу специалистов: педагогам, психологам, социальным педагогам, работникам детских образовательных учреждений, абилитационных и реабилитационных центров, структурных подразделений «Ранняя помощь» и «Лекотека» и всем интересующимся данной проблемой.
ВВЕДЕНИЕ | 7 |
ГЛАВА I. ТЕОРИИ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ | 10 |
1.1. Социально-экологическая модель семьи | 10 |
1.2. Модели семейных взаимодействий | 12 |
1.3. Жизненный цикл семьи | 16 |
1.4. Семейные функции | 17 |
ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ | 20 |
2.1. Исторический аспект | 20 |
2.2. Современные подходы к проблеме семейного воспитания | 25 |
2.3. Концепция нормализации семейной жизни | 26 |
ГЛАВА III. СЕМЬЯ НЕСТАНДАРТНОГО РЕБЕНКА | 29 |
3.1. Реакции родителей на стресс. Социальный аспект | 29 |
3.2. Семьи группы риска | 33 |
ГЛАВА IV. ОСНОВЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ | 37 |
4.1. Основные положения коррекционной работы | 37 |
4.2. Задачи сотрудничества специалистов с семьей ребенка с ОВЗ | 39 |
4.3. Задачи родителей в коррекционном процессе | 41 |
4.4. Обследование детей с ОВЗ и составление программ воспитания в семье | 43 |
4.5. Контроль за эффективностью контакта родителя с ребенком на довербальном этапе | 46 |
4.6. Режим для ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья | 47 |
4.7. Развитие навыков самообслуживания | 50 |
4.8. Развитие сенсорных функций и различных видов памяти | 51 |
4.9. Развитие познавательной деятельности, речи и навыков общения | 56 |
4.9.1. Развитие игровых навыков | 59 |
4.9.2. Помощь ребенку в совершенствовании двигательных функций и ориентации в пространстве | 62 |
4.9.3. Занятия по развитию речи и подготовка руки к письму | 65 |
ГЛАВА V. ПСИХОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ | 68 |
5.1. Психотерапия детей дошкольного возраста | 68 |
5.2. Арттерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья | 69 |
5.3. Психотерапевтическая работа с семьей | 76 |
ГЛАВА VI. РЕБЕНОК С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЬЕ | 89 |
6.1. Положение ребенка с нарушением интеллектуального развития в семье | 89 |
6.2. Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье | 93 |
6.3. Основные направления и формы работы специалистов ГОУ с семьями умственно отсталых детей | 97 |
6.4. Особые формы нарушений интеллектуального развития | 99 |
ГЛАВА VII. РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ | 117 |
7.1. Нарушение зрительных функций на первом году жизни | 117 |
7.2. Позиция родителей незрячего ребенка | 124 |
7.3. Особенности психофизического развития детей с патологией зрения | 126 |
7.4. Помощь специалистов родителям детей с нарушениями зрения | 131 |
7.5. Общие стратегии нормализации жизни семьи незрячего ребенка | 138 |
ГЛАВА VIII. РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЕМЬЕ | 140 |
8.1. Особенности психомоторного развития детей с нарушениями слуха | 140 |
8.2. Дополнительные нарушения у детей с патологией слуха | 144 |
8.3. Помощь специалистов родителям детей с нарушением слуха | 145 |
8.4. Аудиологический скрининг новорожденных | 149 |
8.5. Кохлеарная имплантация (КИ) | 151 |
8.6. Развитие слухового восприятия имплантированных детей | 153 |
8.7. Развитие экспрессивной стороны речи имплантированных детей | 155 |
8.8. Развитие невербальных функций имплантированных детей | 156 |
8.9. Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха | 156 |
ГЛАВА IX. ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ | 159 |
9.1. Развитие общения в раннем онтогенезе | 159 |
9.2. F84.0. Детский аутизм | 161 |
9.3. Проявления аутизма в младенческом и раннем возрасте | 163 |
9.4. Рекомендации по преодолению негативизма в поведении аутичных детей | 165 |
9.5. Дифференциальная диагностика детского аутизма | 169 |
9.6. F84.2. Синдром Ретта | 172 |
9.7. Организация поведения аутичного ребенка в семье | 177 |
9.8. Направления коррекционной работы с аутичным ребенком | 186 |
9.9. Взаимодействие специалистов и родителей аутичного ребенка | 187 |
ГЛАВА X. РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СЕМЬЕ | 192 |
10.1. Детский церебральный паралич | 192 |
10.2. Ребенок с детским церебральным параличом в семье | 194 |
10.3. Воспитание и уход за ребенком с ДЦП в семье | 202 |
10.4. Предупреждение и коррекция нарушений речи у детей с ДЦП. Работа в доречевом периоде | 212 |
10.5. Организация комплексной помощи детям с церебральным параличом | 219 |
ГЛАВА XI. РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЬЕ | 223 |
11.1. Причины речевых нарушений | 223 |
11.2. Основные функции речи | 224 |
11.3. Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста | 226 |
11.4. Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития | 230 |
11.5. Подготовка ребенка к общению | 231 |
11.6. Логопедическая работа | 236 |
11.7. Основные формы работы логопеда в структурном подразделении ДОУ «Лекотека» | 238 |
11.8. Структура логопедического занятия в условиях «Лекотеки» | 240 |
ЛИТЕРАТУРА | 242 |