Приставки и глаголы в русском языке : семантическая грамматика: монография
Автор:
Кронгауз М. А.
Год издания: 1998
Серия:
Studia Philologica
Издательство: Языки русской культуры
Объем (стр.):
290
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Монография посвящена русским глагольным приставкам. В ней рассматривается весь комплекс семантических проблем, которые связаны с глагольной префиксацией в русском языке. Одна из основных задач книги состоит в структурировании данной проблемной области. Естественно, что при этом предлагается решение далеко не всех называемых проблем: одни обсуждаются с большей или меньшей степенью подробности, другие лишь упоминаются. Один из центральных вопросов в отношении приставок касается их семантической роли в тексте и прежде всего взаимодействия с глаголом (или глагольной основой), к которому они присоединяются. Этот вопрос рассматривается наиболее подробно.
| Предисловие | 11 |
| Введение | 13 |
| 0.1. О субъективности в науке | 13 |
| 0.2. Задачи | 14 |
| 0.3. Структура | 14 |
| Глава 1. Примеры и вопросы | 17 |
| 1.1. О словах, которых нет | 17 |
| 1.2. О корнях, которых нет | 25 |
| 1.3. О противоречии между приставкой и основой | 35 |
| 1.4. Об одном новом слове | 36 |
| 1.5. О самостоятельном употреблении приставок | 38 |
| 1.6. О повторе приставок | 40 |
| 1.7. О юморе и других эффектах | 44 |
| 1.8. Существование слова как проблема | 46 |
| Глава 2. Исследования в области глагольной префиксации: современное положение дел | 55 |
| 2.1. О предмете рассмотрения | 55 |
| 2.2. Источники и традиции | 56 |
| 2.3. Исследования и исследователи в 80—90-е годы и несколько раньше | 59 |
| 2.4. Основные проблемы и подходы к их решению | 64 |
| 2.5. Перспективы | 97 |
| Глава 3. Об объектах, задачах и принципах исследования | 99 |
| 3.1. Объект исследования | 99 |
| 3.2. Четыре направления семантических исследований | 109 |
| 3.3. Основные принципы | 114 |
| 3.4. Терминологические уточнения и новые термины | 115 |
| 3.5. Некоторые ответы на некоторые вопросы | 116 |
| Глава 4. Значение приставки как система | 149 |
| 4.1. Принцип системности | 149 |
| 4.2. Значение приставки и способы описания | 151 |
| 4.3. Приставка про-: фрагменты описания | 159 |
| 4.4. Возвращение к теме | 170 |
| Глава 5. Разные приставки, разные миры | 189 |
| 5.1. Парадигматические отношения между приставками | 189 |
| 5.2. Синонимия | 191 |
| 5.3. «След»: процедура (приставка про-) и обязанность (приставка от-) | 196 |
| 5.4. Акт любви с лингвистической точки зрения | 198 |
| Глава 6. Приставочная парадигма и семантическая классификация глаголов | 203 |
| 6.1. Семантические признаки глагола и его сочетаемость с приставками | 203 |
| 6.2. Приставочная парадигма глагола | 206 |
| 6.3. Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой | 208 |
| 6.4. Глаголы речи и звучания: принципы описания и рабочая гипотеза | 212 |
| 6.5. Классификация глаголов речи и звучания | 214 |
| 6.6. Речевые акты, их цель, структура и языковые способы выражения | 231 |
| 6.7. Подведение итогов: функция приставки, классификация и другие выводы | 233 |
| Глава 7. От приставки к тексту | 235 |
| 7.1. Приставка в словаре и в тексте | 235 |
| 7.2. Приставка и приставки | 239 |
| 7.3. Прагматика приставки | 241 |
| 7.4. Приставка и ее сценарий | 242 |
| Заключение | 255 |
| Словарь-указатель терминов | 257 |
| Указатель глаголов и глагольных основ | 258 |
| Указатель приставок | 274 |
| Литература | 276 |






