| Предисловие |
9 |
| 1. Введение. «Русь, чудь и вси языци» |
11 |
| I. Предыстория |
21 |
| 2. Женитьба Громовержца. Балтийско-финские мифологические параллели и проблемы начальной этнической истории балтов, финнов и славян в Восточной Европе |
21 |
| 3. Существовал ли миф о небесной охоте в карело-финской мифологии? |
27 |
| 4. Апостол Андрей и новгородская баня |
36 |
| II. Историческое пространство |
40 |
| 5. История пространства и пространство истории |
40 |
| 6. Перейти Дунай: славянская история и обряды перехода |
48 |
| 7. Варяги и «предел Симов» |
54 |
| 8. Трансконтинентальные связи древней Руси и поход Святослава на хазар |
60 |
| III. Русь и викинги — Восток и Запад |
67 |
| 9. Викинги на западе и русь на востоке: в чем различие? |
67 |
| 10. Похороны руса. Погребения знати эпохи викингов в описании Ибн Фадлана и данных археологии |
73 |
| 11. Варяжская женщина на Востоке: жена, рабыня или «валькирия»? |
90 |
| IV. Начальная история русской государственной власти в контексте межэтнических связей |
101 |
| 12. Репрезентация власти русского князя в древнейший период: Ибн Фадлан о власти русского князя и хазарская традиция |
101 |
| 13. Русские князья и дружина в IX — начале XI вв.: социальная терминология и этнические связи |
112 |
| 14. Князь Олег, Хелгу Кембриджского документа и русский княжеский род |
119 |
| V. Начальное летописание: историческая идентификация |
127 |
| 15. История славян и Руси в контексте библейской традиции: миф и история в «Повести временных лет» |
127 |
| 16. Пространство и время киевской легенды |
147 |
| 17. «Преступиша сынове Хамови на землю Сифову»: об одной «ошибке» в «Повести временных лет» |
157 |
| VI. Выбор веры в Восточной и Северной Европе |
162 |
| 18. «Запона» с «судищем Господним»: к интерпретации текста Начальной летописи |
162 |
| 19. Олав Трюггвасон и проблемы русско-византийских отношений в период крещения Руси |
171 |
| 20. Обычай «вторичного» погребения и христианизация языческих правителей в Северной и Восточной Европе: от Саттон-Ху до Киева |
176 |
| VII. Язычество в древнерусской книжности |
182 |
| 21. Были ли «русичи» Дажьбожьими внуками? |
182 |
| 22. Древнерусский пантеон: итоги и перспективы междисциплинарных исследований |
192 |
| 23. «Праздник» в средневековой Руси: к проблеме исторической специфики |
200 |
| 24. Проводы Перуна: древнерусский «фольклор» и византийская традиция |
209 |
| VIII. Иные «языци», миграции и генеалогии: от угров до Югры |
216 |
| 25. Венгры и русь в Поднепровье |
216 |
| 26. Югра: начало взаимодействия славянского и финно-угорского миров |
222 |
| 27. Русь из Пруссии: реанимация историографического мифа |
230 |
| 28. О «рассеянии» мораван: из комментария к новому изданию трактата Константина Багрянородного «Об управлении империей» |
236 |
| 29. Хазарская дань и славяне: к истории тюрко-славянских отношений в Восточной Европе в IX в. |
240 |
| 30. К дискуссии о евреях в древней Руси: национальный романтизм и «улыбка чеширского кота» |
249 |
| IX. Дохристианское искусство в евразийском контексте |
256 |
| 31. Подвиги Геракла и священный брак: к истории изобразительных сюжетов «варварского искусства» в 1-м тыс. н. э. |
256 |
| 32. О скандинавских изобразительных традициях в древнерусском искусстве |
265 |
| 33. Болгарские амулеты в виде конников: евразийский контекст |
277 |
| X. Древние традиции в русской историографии |
288 |
| 34. Гостомысл: к истории книжного персонажа |
288 |
| 35. В. Н. Татищев: историографический нарратив — вымысел и реконструкция |
295 |
| XI. Перед судом Божьим |
302 |
| 36. О «нечестивых» народах на Страшном суде: эсхатологический и иконографический мотив |
302 |
| 37. О древнерусских стереотипах в культуре: отношение к иноверцам и инородцам |
311 |
| Указатель этнонимов |
321 |
| Указатель имен |
324 |
| Источники и литература |
332 |