Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам: художественная литература
Год издания: 2014
Издательство: Директ-Медиа
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
150
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924) – один из основоположников русского символизма. Обладая глубокой эрудицией, он выступал не только как поэт, но был историком и литературоведом, переводчиком и драматургом, писал статьи по теории стиха, читал лекции по истории математики.
«Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам» (1912–1918) – литературоведческая работа В. Я. Брюсова, в которой многосторонне рассматриваются вопросы теории стихосложения.
| Предисловия | 3 |
| Ремесло поэта. Вступительная статья | 3 |
| От автора | 26 |
| Опыты по метрике и ритмике (Размеры и напевы) | 29 |
| Пляска дум (Одностопные хореи) | 29 |
| Вечная весна (Одностопные ямбы) | 30 |
| Веретена (Пеон третий) | 30 |
| Буря с берега (Пеон третий) | 31 |
| На причале (Ритмы 4-стопного ямба) | 31 |
| Уединенный остров (Женская цесура в 6-стопном ямбе) | 32 |
| Восход луны (Ритмы 4-стопного хорея) | 33 |
| Алтарь страсти (7-стопные хореи и др. ритмы) | 34 |
| Из мениппей Варрона (Ямбический триметр) | 37 |
| В условный час (Ионический диметр) | 37 |
| Из песен Сапфо (Античные ритмы) | 38 |
| Из Венка (Дактиле-хореические дистиха) | 39 |
| В духе латинской антологии (Гендикасиллабы) | 40 |
| Памятник (1-й асклепиадов стих Горация) | 40 |
| Рок (Гексаметры Авсония) | 41 |
| Пророчество мечты (Ропалические стихи) | 42 |
| Гном о жизни (Ропалические стихи XIV в.) | 42 |
| После скитаний (Разложение дактилического гексаметра) | 43 |
| Весной (Двух-трехдольники) | 43 |
| Клинопись (Параллелизм) | 44 |
| Из китайской поэзии (Параллелизм) | 45 |
| Вечер после свиданья (Силлабические стихи) | 46 |
| Ночная песнь странника (Свободный стих Гете) | 47 |
| Друзья (Ритм) | 47 |
| Дождь (Свободный стих Верхарма) | 48 |
| Присловья (Склад народных песен) | 51 |
| Частушки (Склад новонародных песен) | 52 |
| Опыты по евфонии (Звукопись и созвучия) | 54 |
| Закатный театр (Укороченные рифмы) | 54 |
| На пруду (Омонимические рифмы) | 55 |
| На берегу (Омонимические рифмы) | 56 |
| Восторг женщины (Разноударные омонимические рифмы) | 57 |
| Пожар (Глубокие рифмы) | 58 |
| *** (Глубокие рифмы) | 58 |
| На льдинах (Богатые рифмы) | 59 |
| *** (Семисложные рифмы) | 60 |
| Ночь (Уменьшающиеся рифмы, от 7 слогов до 1) | 60 |
| Холод (5-сложные рифмы) | 61 |
| С губами, сладко улыбающимися (Рифмы 5 и 4-сложные) | 61 |
| Длитесь, мгновенья! (4-сложные рифмы) | 62 |
| Как дельфин (начальные рифмы) | 63 |
| Реет тень (Начальные рифмы) | 64 |
| Меж развалин (Серпантин) | 65 |
| Усни, белоснежное поле! (Рифма предпоследнего слова) | 65 |
| Монопланы (Рифмы дактиле-хореические) | 66 |
| Вечером в дороге (Рифмы дактиле-хореические) | 67 |
| Две головки (Рифмы дактиле-хореические) | 67 |
| На лыжах (Сплошные рифмы) | 68 |
| Мгновенья мгновеннее (Сплошные рифмы) | 69 |
| Как неяркие бутоны (Внутренние постоянные рифмы) | 69 |
| Лесные тропинки (Внутренние постоянные рифмы) | 70 |
| Две малайские песни (Ассонансы) | 71 |
| Две испанских песенки (Романские ассонансы) | 72 |
| Вербная суббота (Ассонансы) | 73 |
| Сухие листья (Звукопись) | 74 |
| Лишь безмятежного мира… (Перезвучия) | 75 |
| Это – надгробные нении… (Перезвучия) | 75 |
| Утренняя тишь (Однозвучия) | 76 |
| Последний спор (Однозвучия) | 77 |
| Мой маяк (Триолет-анафора) | 78 |
| Слово (Стихи с созвучиями) | 78 |
| Июльская ночь (Азбука от А до 0) | 79 |
| В дорожном полусне (Палиндром буквенный) | 79 |
| Голос луны (Палиндром буквенный) | 80 |
| Шутки (Палиндромы) | 80 |
| Виденья былого (Словесный палиндром) | 81 |
| Из латинской антологии (Словесный палиндром) | 81 |
| Из латинской антологии | 81 |
| Характеристика Вергилия (Топология Пентадия) | 82 |
| Восточное изречение (Метаграмма) | 82 |
| Опыты по строфике (Строфы и формы) | 83 |
| Рим (Моностих Авсония) | 83 |
| О императорах (Моностихи его же) | 83 |
| О приближении весны (Повторные дистихи Пентадия) | 83 |
| Подражание Горацию (Алкаический метр) | 84 |
| К Лидии (Сапфическая строфа Горация) | 85 |
| К Лидии (Сапфический малый метр Горация) | 86 |
| На бренность (Сапфический метр Сульпиция Луперка) | 87 |
| Из Андре Шенье (Александрийский стих) | 88 |
| Умирающий день (Терцины) | 88 |
| Сонеты (Мисака Мицарэнца) | 90 |
| Николаю Бернеру (Сонет-акростих) | 91 |
| Oblat (Рондо) | 92 |
| Ее колени… (Рондо) | 92 |
| Три символа (Риторнель) | 93 |
| Ф. Сологубу (Триолет) | 93 |
| Сон мгновенный (Виланель) | 94 |
| Баллада о женщинах былых времен (Баллада Франсуа Вийона) | 95 |
| Баллада о любви и смерти (Баллада) | 96 |
| К даме (Канцона) | 97 |
| Безнадежность (Секстина) | 98 |
| Песня из темницы (Строфы с однозвучными рифмами) | 99 |
| Дворец любви (Средневековые строфы) | 101 |
| В ту ночь (Газелла) | 101 |
| Твой взор (Газелла) | 102 |
| Персидские четверостишия | 103 |
| Песнь норманнов в Сицилии (Припев) | 103 |
| Армянская песня (Арутюн Туманьян) | 104 |
| Джан-гюлюмы (Армянские народные песни) | 105 |
| Армянская песня (Саят-Нова, XVIII в.) | 106 |
| Армянская песня (Саят-Нова, XVIII в.) | 107 |
| Армянская песня любви (Степаннос, XVII в.) | 108 |
| Японские танки и хай-кай | 110 |
| Треугольник | 112 |
| Терем мечты (Повторные рифмы) | 112 |
| Вечеровое свидание (Бесконечное рондо) | 113 |
| Вечерний Пан (Строфы) | 114 |
| Итак, это – сон… (Строфы) | 115 |
| Городская весна… (Строфы) | 116 |
| Закатная алость (Строфы) | 117 |
| Голос иных миров (Строфы) | 118 |
| Молитва (Строфы) | 119 |
| Примечания | 121 |
| Часть I. Опыты по метрике и ритмике | 121 |
| Часть II. Опыты по евфонии | 130 |
| Часть III. Опыты по строфике | 138 |







