Феномен музыки: монография
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Монографическое исследование «Феномен музыки» продолжает направленность книги В.Н.Холоповой «Музыка как вид искусства» (М.,1990/91, 1994, СПб., 2000, 2002, 2014). Их общая задача — рассмотреть специфику музыки как вида искусства с позиций наиболее общих категорий. В «Феномене музыки» обстоятельно изложено само понятие музыки — в его историческом, эстетическом, философском, религиозном, математическом ракурсах. В отношении музыкального смысла уделено внимание музыкальному образу, музыкальным эмоциям, музыкальной интонации, музыке как языку; обоснованы разработанные автором теоретические понятия — специальное и неспециальное музыкальное содержание, три стороны музыкального содержания. Важен музыкально-психологический аспект, выраженный в проблемах сознательного и бессознательного в восприятии музыки, психологии музыкальной формы, слушательского восприятия.
Книга рассчитана и на музыкантов-профессионалов разных специальностей — музыковедов, композиторов, исполнителей, — и на ученых смежных гуманитарных областей — эстетиков, философов, психологов, лингвистов, культурологов, искусствоведов.
| Предисловие от автора | 3 |
| Часть первая | |
| Основные категории музыки как вида искусства | 5 |
| Глава 1. Понятие «музыка» | 5 |
| Генезис и сверхчеловеческое | 6 |
| Числовое и гуманистическое | 11 |
| Опус и деятельность | 16 |
| Аффект и звуко-речь | 20 |
| Абсолютная музыка | 25 |
| Религия и философия | 31 |
| Глобальный калейдоскоп | 35 |
| Что есть музыка | 48 |
| Глава 2. Функции музыки | 52 |
| Глава 3. Канон и эвристика в музыке | 67 |
| Специфика канона и эвристики в музыке | 67 |
| Канон в музыке | 69 |
| Каноничность музыкально-эстетических категорий | 73 |
| Музыкально-текстовые каноны | 79 |
| Эвристика в музыке | 89 |
| Историческое взаимодействие канона и эвристики в музыке | 95 |
| Глава 4. Художественный образ в музыке | 105 |
| Художественный образ в искусстве | 105 |
| Художественный образ в музыке | 111 |
| Четыре субъекта художественного образа в музыке | 121 |
| Глава 5. Интонация, сонор, звук | 128 |
| Понятие интонации в музыке | 128 |
| Интонация и семантика в музыке | 137 |
| Сонор | 144 |
| Звук | 146 |
| Глава 6. Музыка как язык | 152 |
| Музыкальный язык и его единицы | 152 |
| Лексемы и музыкальный контекст | 156 |
| Различие художественного (музыкального) и естественного языков | 159 |
| Глава 7. Сознательное и бессознательное в восприятии музыки | 162 |
| Определения. Иерархия сознательного и бессознательного в музыке | 162 |
| Музыкально-бессознательное на уровне субсенсорного восприятия | 164 |
| Бессознательное на нейропсихологическом уровне восприятия | 165 |
| Музыкально-бессознательное на уровне ощущений | 167 |
| Бессознательное в музыкально-эмоциональном восприятии. Эмоциональный слух | 172 |
| Бессознательность психологических механизмов при восприятии зримого предметного мира в музыке | 174 |
| Пять типов интонаций в коллективном бессознательном. Смысловой слух | 176 |
| Бессознательность фигуро-фоновых соотношений при распознавании интонаций-архетипов | 178 |
| Бессознательное в образно-выразительном процессе | 180 |
| Часть вторая | |
| Музыкальное содержание | 186 |
| Глава 8. Музыкальное содержание в сравнении с музыкальной герменевтикой и музыкальной семантикой | 186 |
| Соотнесение с философией и эстетикой | 187 |
| Соотнесение с герменевтикой | 189 |
| Соотнесение с семантикой | 193 |
| Методы теории музыкального содержания | 195 |
| Глава 9. Специальное и неспециальное музыкальное содержание | 201 |
| Неспециальное музыкальное содержание | 202 |
| Специальное музыкальное содержание | 219 |
| Взаимодействие специального и неспециального музыкального содержания | 232 |
| Глава 10. Три стороны музыкального содержания | 238 |
| Глава 11. Музыкальные эмоции | 257 |
| Глава 12. Эстетика и психология музыкальной композиции | 280 |
| Классическая композиция | 281 |
| Постклассическая композиция | 286 |
| Глава 13. Функции музыканта-исполнителя | 304 |
| Проблемы теории | 305 |
| Проблемы истории | 315 |
| Глава 14. Музыка в восприятии слушателя | 325 |
| Вместо заключения | 343 |
| Критерии художественной ценности в музыке | 343 |
| Список использованной литературы | 349 |
| Summary | 362 |
| Указатель имен | 367 |







