Введение в музыкальную форму: монография
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, музыковеда и педагога Юрия Николаевича Холопова (1932–2003 гг.) знакомит читателя с миром музыкальной формы, являющейся основой профессионального воспитания. В его капитальном труде категория формы представлена во всей смысловой полноте и «объемности» живого творения, став сосредоточием гармонических, метроритмических и тематических процессов.
Работа была задумана автором как научно-теоретическое исследование музыкальной формы и может рассматриваться как расширенное и углубленное изложение лекционной части вузовского курса музыкальной формы повышенного типа.
| От редакторов | 3 |
| К ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ | 9 |
| 1. Понятие музыкальной формы | 9 |
| 1.1. Определение. Значение термина | 9 |
| 1.2. Этимология и номинология | 15 |
| 2. Музыка как искусство времени. Членение - диастематика - мелос. Симметрия и музыкальная форма | 23 |
| 3. Корреляты "формы" - материал, содержание. Интонация. Форма прикладная и автономная | 31 |
| 4. Форма и пропорциональность | 45 |
| 5. Логика музыкальной формы | 51 |
| 6. Форма и жанр | 64 |
| 7. Стиль и форма | 72 |
| 8. Техника композиции | 80 |
| 9. Общая типология музыкальных форм | 84 |
| КЛАССИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ | 88 |
| 1. Понятие и общая классификация | 88 |
| 2. Гармония и музыкальная форма | 92 |
| 3. Художественный канон классической формы. Классическая метрика | 121 |
| 4. Квадратность - неквадратность | 133 |
| 4.1. Типология метрических структур; квадратность | 133 |
| 4.2. Производная неквадратность | 134 |
| 4.3. Хореический метр | 154 |
| 4.4. Переменный метр | 179 |
| 4.5. Анализы 192 | |
| 4.6. Псевоквадратность. Псевдонеквадратность | 210 |
| 4.7. Автономные трехтакты | 215 |
| 4.8. Текстомузыкальное синкопирование | 226 |
| 4.9. Поэтический текст и музыкальная форма | 227 |
| 4.10. Экстремальные формы песенной экспозиции. Министрофа | 242 |
| 4.11. Двойная метрическая строфа. Макрострофа | 266 |
| 4.12. Органическая неквадратность (аквадратность) | 271 |
| 5. Ритмика. Мотив. Мотивная структура | 276 |
| 5.1. Ритм | 276 |
| 5.2. Мотив: понятие, определение, этимология | 280 |
| 5.3. Из предыстории явления, понятия и термина "мотив" | 287 |
| 5.4. Номинология: что есть мотив? Что не есть мотив? | 299 |
| 5.4.1. Какому "такту" равна величина мотива? | 300 |
| 5.4.2. Мотив и стопа | 301 |
| 5.4.3. Мотив и мелодия | 303 |
| 5.4.4. Мотив и тема | 306 |
| 5.4.5. Мотив и фигура | 311 |
| 5.4.6. Мотив и фраза. Мотив и субмотив | 314 |
| 5.4.7. Мотив и гармония. Гармонический ритм | 315 |
| 5.4.8. Мотив и интонация. Попевка | 318 |
| 5.4.9. Мотив и слово | 320 |
| 5.4.10. Символические, изобразительные мотивы, фигуры, фразы (темы). Риторические фигуры | 320 |
| 5.4.11. Не-мотивы. Внемотивный материал | 331 |
| 5.4.12. Лейтмотив | 332 |
| 5.5. Природа мотива. Разнопараметровость | 335 |
| 5.6. Мотивное развитие | 339 |
| 5.7. Метод мотивного анализа | 349 |
| 6. Фактура. Мелодия. Контрапункт. Техники композиции | 358 |
| 6.1. Фактура: понятие, этимология | 358 |
| 6.2. Фактура - исторически | 359 |
| 6.3. Мелодия | 363 |
| 6.3.1. Понятие мелодии | 363 |
| 6.3.2. Мелодия и лад | 365 |
| 6.3.3. Модальные модели мелодической фактуры | 366 |
| 6.3.4. Тональные модели мелодической ткани | 373 |
| 6.3.5. Нетональные модели мелодической ткани | 374 |
| 6.4. Многоголосие. Контрапункт | 376 |
| 6.5. Общая классификация многоголосной фактуры | 377 |
| 6.6. Фактурные техники ХХ века | 386 |
| 7. Тема. Тематизм | 388 |
| 7.1. Основные значения слова "тема" | 388 |
| 7.2. К исторической эволюции понятия темы | 390 |
| 7.3. Этимология и смысловые значения "темы" и родственных терминов: исторически | 392 |
| 8. Систематика классических форм | 407 |
| 8.1. Стилевой диапазон музыкальных форм | 407 |
| 8.2. Смысловые и структурные основы классических музыкальных форм | 410 |
| 8.3. Общая система форм | 412 |
| 8.4. Песня и ход | 414 |
| 8.4.1. Устойчивость и неустойчивость структуры | 415 |
| 8.4.2. Взаимодействие песен и ходов | 416 |
| 8.4.3. Разнообразие видов хода | 416 |
| 8.4.4. Различие между ходом и связующей частью, ходом и разработкой | 419 |
| 8.5. Песенные формы | 419 |
| 8.6. Типы классических песенных форм | 420 |
| 8.7. Классические формы рондо | 422 |
| 8.8. Куплетное рондо | 425 |
| 8.9. Сонатная форма | 427 |





