Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи: научная литература
Автор:
Цейтлин С. Н.
Год издания: 2009
Издательство: Знак
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
593
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В книге анализируются начальные стадии освоения ребенком родного (русского) языка. Основное внимание сосредоточено на формировании грамматического компонента языковой системы, заключающегося в овладении морфологическими единицами и правилами. Формообразовательные и словообразовательные инновации рассматриваются как свидетельство того, что ребенок самостоятельно конструирует собственную языковую систему, придерживаясь определенной стратегии. Анализ данных этой стратегии позволяет получить некоторые новые сведения о внутреннем строении языка, о характере морфологических и словообразовательных категорий, о соотношении в языке прототипических и непрототипических единиц и конструкций, о запретах и ограничениях, налагаемых на действие языковых правил, о соотношении отражательного и интерпретационного начал в языке и пр.
Книга рассчитана преимущественно на лингвистов, но может представлять интерес и для психологов, логопедов, учителей-словесников.
Книга рассчитана преимущественно на лингвистов, но может представлять интерес и для психологов, логопедов, учителей-словесников.
Моему читателю | 9 |
Введение. Ребенок как конструктор собственной грамматической системы | 15 |
I. Детские речевые инновации как предмет лингвистического изучения | |
1. Д етские речевые инновации как специфическая разновидность «отрицательного языкового материала» | 41 |
2. К истории изучения детских инноваций | 48 |
3. Инновации как продукт речевой деятельности ребенка | 57 |
4. Инновации в аспекте соотношения системы и нормы языка | 63 |
5. Аналогия в языке и речевой деятельности | 75 |
II. Освоение грамматики | |
1. От первого слова к продуктивной морфологии | 93 |
1.1. Этап голофраз | 93 |
1.2. Д вусловные высказывания | 105 |
1.3. От «замороженных» форм к морфологическим правилам | 115 |
2. С уществительное | 125 |
2.1. Категория числа | 125 |
2.2. Категория рода | 142 |
2.3. П адеж и словоизменение | 160 |
3. П рилагательное. Компаратив | 198 |
3.1. Н ачальный адъективный лексикон. П арадигматика прилагательных | 198 |
3.2. П ервые формы компаратива | 200 |
3.3. С верхгенерализация компартива | 202 |
3.4. Окказиональные формы компаратива | 205 |
4. Глагол | 210 |
4.1. Категория вида | 210 |
4.2. Каузативные оппозиции | 228 |
4.3. Глагольная парадигма и словоизменительные инновации | 234 |
4.4. П ричастие | 259 |
5. Морфологические инновации детей и инофонов | 266 |
6. Морфологические категории в онтогенетическом аспекте | 280 |
III. Словообразование в детской речи | |
1. Общие проблемы детского словообразования | 291 |
1.1. Феномен детского словосочинительства | 291 |
1.2. Детские словообразовательные инновации и словообразовательный механизм языка | 304 |
1.3. Неузуальная интерпретация производных слов | 314 |
2. Отглагольная деривация | 327 |
2.1. Глагольно-субстантивный класс | 328 |
2.2. Глагольно-адъективный класс | 343 |
2.3. Глагольно-глагольный класс | 345 |
3. Отадъективная деривация | 363 |
3.1. Адъективно-субстантивный класс | 363 |
3.2. Адъективно-глагольный класс | 371 |
3.3. Адъективно-адвербиальный класс | 380 |
4. Отсубстантивная деривация | 383 |
4.1. Субстантивно-субстантивный класс | 383 |
4.2. Субстантивно-адъективный класс | 392 |
4.3. Субстантивно-глагольный класс | 402 |
5. Некоторые типы словообразовательных процессов в детской речи | 411 |
5.1. Словообразовательное гнездо и типология словообразовательных процессов | 411 |
5.2. Обратная деривация | 414 |
5.3. Заменительная деривация | 420 |
Приложения | |
Краткий словарь терминов | 429 |
Словарь детских словообразовательных инноваций | 441 |
Литература | 544 |
Указатели | 559 |
I. Именной указатель | 559 |
II. Указатель терминов | 561 |
III. Cемантические указатели | 576 |
III.1. Понятийно-семантический указатель | 576 |
III.2. Категориально-семантический указатель | 577 |
IV.1. Инверсионный указатель к словарю словообразовательных инноваций | 581 |
IV.2. Инверсионный указатель анализируемых словоформ | 585 |