
Олигофренопедагогика: учебник
Год издания: 2024
Серия:
Учебник для вузов
Издательство: Владос
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
450
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Воронкова, В. В. Олигофренопедагогика : учебник : [16+] / В. В. Воронкова, И. В. Евтушенко. – Москва : Владос, 2024. – 450 с. – (Учебник для вузов). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioschool.ru/index.php?page=book&id=721229 (дата обращения: 03.07.2025). – ISBN 978-5-907660-74-8. – Текст : электронный.
В учебнике раскрыты теоретико-методологические, нормативно-правовые и социально-гуманистические основы системы развития, обучения, воспитания, преодоления имеющихся нарушений у обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития). Дано обоснование практической реализации построения системы обучения и воспитания обучающихся данной категории, общих и специфических путей их общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Учебник предназначен студентам и аспирантам, обучающимся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллектуального развития, а также для специалистов, работающих в системе общего и специального образования, в образовательных организациях всех типов и уровней, в том числе среднего профессионального и высшего образования.
Учебник предназначен студентам и аспирантам, обучающимся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллектуального развития, а также для специалистов, работающих в системе общего и специального образования, в образовательных организациях всех типов и уровней, в том числе среднего профессионального и высшего образования.
Введение | 14 |
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ | |
Глава 1. Предмет и методы олигофренопедагогики как науки | 22 |
1.1. Олигофренопедагогика как наука | 22 |
1.2. Становление коррекционной школы и её задачи | 26 |
1.3. Краткая история развития олигофренопедагогики | 35 |
Контрольные вопросы и задания | 51 |
Рекомендуемая литература | 52 |
Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости | 52 |
2.1. Краткий обзор клиники умственной отсталости | 52 |
2.2. Клиника проявления нарушений интеллектуального развития школьников в процессе обучения | 55 |
2.3. Причины умственной отсталости | 57 |
2.4. Клиническая классификация неосложнённой и осложнённой умственной отсталости (по М. Г. Блюминой) | 59 |
2.5. Проблемные вопросы клиники отклоняющегося развития | 61 |
Контрольные вопросы и задания | 64 |
Рекомендуемая литература | 64 |
Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников | 65 |
3.1. Краткий обзор исследований психологических особенностей развития детей с умственной отсталостью | 65 |
3.2. Структура психики умственно отсталого ребёнка | 68 |
3.3. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников | 72 |
3.4. Особенности развития личности учащихся | 82 |
Контрольные вопросы и задания | 88 |
Рекомендуемая литература | 88 |
Глава 4. Комплектование коррекционных школ для детей с нарушениями интеллектуального развития | 89 |
4.1. Принципы и организация работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) | 89 |
4.2. Комплексное обследование ребёнка в условиях ПМПК | 100 |
4.3. Методы обследования детей | 102 |
4.4. Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации (ППк) | 107 |
Контрольные вопросы и задания | 110 |
Рекомендованная литература | 111 |
Глава 5. Коррекционная направленность процесса обучения | 111 |
Контрольные вопросы и задания | 122 |
Рекомендуемая литература | 122 |
Глава 6. Клинико-психологическая и педагогические классификации умственной отсталости | 123 |
6.1. Основные подходы к классификациям умственной отсталости | 123 |
6.2. Клинико-психологическая классификация М. С. Певзнер | 125 |
6.3. Психолого-педагогическая классификация по особенностям психофизического развития школьников В.В. Воронковой | 126 |
6.4. Психолого-педагогическая классификация по обучаемости школьников В. В. Воронковой | 133 |
Контрольные вопросы и задания | 143 |
Рекомендуемая литература | 143 |
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБУЧЕНИЕ | |
Глава 7. Дидактические принципы олигофренопедагогики | 145 |
7.1. Развитие учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофренопедагогике | 145 |
7.2. Дидактические принципы обучения умственно отсталых школьников | 149 |
Контрольные вопросы и задания | 165 |
Рекомендуемая литература | 165 |
Глава 8. Содержание образования умственно отсталых школьников | 166 |
8.1. Общее определение содержания образования | 166 |
8.2. Содержание обучения умственно отсталых школьников | 168 |
8.3. Учебные предметы в школе для детей с умственной отсталостью | 173 |
Контрольные вопросы и задания | 182 |
Рекомендуемая литература | 182 |
Глава 9. Методы обучения умственно отсталых школьников | 183 |
9.1. Система и классификация методов обучения | 183 |
9.2. Методы обучения умственно отсталых школьников | 188 |
Контрольные вопросы и задания | 210 |
Рекомендуемая литература | 210 |
Глава 10. Урок в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью | 211 |
10.1. Общая структура урока | 211 |
10.2. Типы уроков | 215 |
Контрольные вопросы и задания | 228 |
Рекомендуемая литература | 228 |
Глава 11. Другие формы организации учебного процесса | 229 |
11.1. Учебные экскурсии | 229 |
11.2. Предметные уроки | 234 |
11.3. Домашняя учебная работа | 236 |
11.4. Специальные коррекционные занятия | 239 |
Контрольные вопросы и задания | 241 |
Рекомендуемая литература | 242 |
Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся | 242 |
12.1. Особенности проверки и оценки знаний и умений учащихся | 242 |
12.2. Устный опрос в системе проверки знаний | 247 |
12.3. Письменные работы в системе проверки знаний | 249 |
Контрольные вопросы и задания | 253 |
Рекомендуемая литература | 253 |
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ТРУДОВАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ | |
Глава 13. Задачи и содержание трудового обучения умственно отсталых школьников | 254 |
13.1. Задачи трудового обучения | 254 |
13.2. Этапы трудового обучения и их задачи | 259 |
13.3. Содержание трудового обучения | 261 |
13.4. Производственное обучение | 264 |
Контрольные вопросы и задания | 265 |
Рекомендуемая литература | 266 |
Глава 14. Организация профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников | 266 |
14.1. Формы профессионально-трудовой подготовки | 266 |
14.2. Система трудовой подготовки на современном этапе | 270 |
Контрольные вопросы и задания | 274 |
Рекомендуемая литература | 274 |
Глава 15. Психологическое обоснование трудовой деятельности умственно отсталых школьников и механизм её формирования | 275 |
15.1. Формирование знаний на уроках трудового обучения | 275 |
15.2. Формирование профессионально-трудовых умений и навыков | 278 |
Контрольные вопросы и задания | 281 |
Рекомендуемая литература | 281 |
Глава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки умственно отсталых школьников | 282 |
16.1. Организация индивидуального и дифференцированного подходов | 282 |
16.2. Технология коррекционно-развивающего обучения труду | 286 |
Контрольные вопросы и задания | 288 |
Рекомендуемая литература | 289 |
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ | |
Глава 17. Процесс воспитания умственно отсталых школьников | 290 |
17.1. Особенности воспитания | 290 |
17.2. Процесс воспитания | 293 |
17.3. Цель и задачи воспитания | 294 |
17.4. Принципы воспитания | 296 |
17.5. Направления воспитательной работы | 298 |
17.6. Методы и средства воспитания | 306 |
17.7. Формы организации воспитательного процесса | 311 |
Контрольные вопросы и задания | 311 |
Рекомендуемая литература | 312 |
Глава 18. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся | 312 |
18.1. Социальная направленность воспитания | 312 |
18.2. Трудности воспитания социально-нормативного поведения | 314 |
18.3. Коррекционно-развивающая направленность процесса воспитания | 316 |
18.4. Формирование социально-нормативного поведения учащихся | 319 |
Контрольные вопросы и задания | 325 |
Рекомендуемая литература | 326 |
Глава 19. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе | 326 |
19.1. Социальная роль детского коллектива | 326 |
19.2. Коррекционная направленность воспитания учащихся в коллективе | 329 |
19.3. Организационные формы воспитания учащихся в коллективе | 331 |
Контрольные вопросы и задания | 335 |
Рекомендуемая литература | 335 |
Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся в процессе учебно-воспитательной работы | 335 |
20.1. Социально-бытовая ориентировка как учебный предмет | 335 |
20.2. Содержание, методы и организация занятий СБО | 341 |
20.3. Социально-бытовая ориентировка учащихся во внеурочное время | 349 |
20.4. Требования к учителю СБО и организации его работы | 352 |
Контрольные вопросы и задания | 354 |
Рекомендуемая литература | 354 |
Глава 21. Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития | 355 |
21.1. Значимость труда в воспитании | 355 |
21.2. Организация трудового воспитания | 356 |
21.3. Материальная база общественно полезной деятельности учащихся | 360 |
21.4. Общественно полезная направленность деятельности и её результативность | 361 |
21.5. Воспитание у учащихся умения работать в трудовом коллективе | 363 |
Контрольные вопросы и задания | 367 |
Рекомендуемая литература | 367 |
Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся | 368 |
22.1. Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации | 368 |
22.2. Содержание и организация физического воспитания | 369 |
22.3. Урок физической культуры | 379 |
22.4. Физическое воспитание во внеурочное время | 382 |
Контрольные вопросы и задания | 384 |
Рекомендуемая литература | 385 |
Глава 23. Эстетическое воспитание умственно отсталых школьников | 385 |
23.1. Особенности и задачи эстетического воспитания | 385 |
23.2. Эстетическое воспитание в процессе обучения | 389 |
23.3. Эстетическое воспитание во внеурочной деятельности | 395 |
Контрольные вопросы и задания | 399 |
Рекомендуемая литература | 399 |
Глава 24. Взаимодействие семьи и школы | 400 |
24.1. Отношение родителей к школе | 400 |
24.2. Пропаганда педагогических знаний | 404 |
24.3. Организационные формы совместной деятельности семьи и школы | 408 |
24.4. Воспитание школьников в семье | 412 |
24.5. Преодоление ошибок в воспитании школьника в семье | 413 |
Контрольные вопросы и задания | 415 |
Рекомендуемая литература | 415 |
Список литературы | 416 |
Приложения | |
Приложение 1. Декларация о правах умственно отсталых лиц | 422 |
Приложение 2. Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся с нарушениями интеллектуального развития | 424 |
Приложение 3. Стандарт общего образования умственно отсталых обучающихся (проект) | 435 |
Приложение 4. Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся | 438 |